Мнения экспертов:
Овчинников Владислав Алексеевич, Председатель общественной палаты Кузбасса, доктор исторических наук, профессор
«Мы живем в стремительно меняющемся мире. И неотъемлемыми признаками современного развитого общества являются цифровизация и искусственный интеллект. Новое поколение выросло в условиях современной информационной среды, Интернет-медиа и дистанционного образования – они стали сверх-развитой сетью коммуникаций.
Несмотря на все опасения в обществе – боязнь информационного хаоса, распространение «виртуального» типа времяпровождения в ущерб живому общению, страх перед манипулированием общественным сознанием – это современные реалии. Научиться опережать стихийные процессы и управлять этими процессами – необходимое условие дальнейшего развитие нашего общества.
В этом контексте принятие законопроекта, устанавливающего единые правила дистанционного голосования, как основы нового современного формата голосования, является «шагом за горизонт», который должен обеспечить доступность и привлекательность участия в выборах, в первую очередь современной молодежи. Уже через несколько лет она станет той социальной и профессиональной основой, которая должна обеспечить стабильность и развитие общества и страны. И в ходе развития избирательной системы с возможностью дистанционного электронного голосования устранит все возможные недостатки, которые могут быть на первом этапе внедрения.
Отмечу, что еще осенью 2021 г. общественные эксперты Кузбасса в числе прочих предложений по совершенствованию правового регулирования выборов и развитию института независимого наблюдения отметили, что:
1. Необходимо развивать систему Дистанционного электронного голосования при сохранении возможности личного голосования на избирательном участке. Это требует также создание механизма эффективного независимого наблюдения для подтверждения легитимности и честности ДЭГ. Внедрение электронных способов голосования требует уточнения действующей методологии организации и проведения наблюдения за выборами, а, следовательно, внесение коррективов в программу обучения наблюдателей с учётом происходящих в избирательной системе изменений;
2. В связи с падением значения ТВ, наружной рекламы, печатной продукции в избирательной кампании сместить ряд мероприятий (дебаты, представление партийных программ) в Интернет-пространство. Активно использовать онлайн-формы проведения просветительских мероприятий по формированию политической культуры граждан, особенно молодежи.
Таким образом, законопроект о ДЭГ отвечает задачам развития нашего общества и избирательной системы Российской Федерации, но потребует после принятия закона серьезные организационные действия по подготовке технических кадров, повышению квалификации членов избирательных комиссий, наблюдателей и экспертов, проведению информационно-просветительской работы с избирателями, созданию надежной программно-технической основы ДЭГ и системы общественного контроля».
Фомин Дмитрий Михайлович, кандидат исторических наук, консультант Совета муниципальных образований Кузбасс
«Госдума на заседании 26 января приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) для всех регионов и на выборах всех уровней. Несмотря на то что дистанционное голосование уже не воспринимается у большинства россиян как нечто «новое и сомнительное», тем не менее, повышение доверия избирателей к этой технологии останется в этом году актуальным направлением работы организаторов выборов и электоральных экспертов.
На наш взгляд одним из основных преимуществ законопроекта является то, что в принятие решений будет вовлечено большее количество избирателей. С введением электронного голосования все те, кто не мог голосовать по разным причинам (временная не трудоспособность, нехватка времени, непредвиденные обстоятельства) теперь получат возможность проголосовать в любом месте. Более того, учитывая «цифровую зависимость» молодёжи, внедрение ДЭГ даст возможность проголосовать по приложению в смартфоне, что позволит повысить явку на выборы этой категории электората.
IT-эксперты, общественные наблюдатели, представители ряда партий уже высказались в поддержку нового документа, поскольку убеждены, что система ДЭГ надежно защищена и в последние два года созданы инструменты такого контроля (на выборах в Госдуму работала группа Общественной палаты по контролю за ходом и подсчетом результатов ДЭГ в шести субъектах РФ, голосовавших на федеральной платформе). Эту практику стоит расширить, закрепив в законе возможность партиям, кандидатам, общественным палатам направлять наблюдателей в избирательные комиссии, которые обеспечивают дистанционное электронное голосование и устанавливают его итоги. Как эксперт разделяю эти рекомендации, прозвучавшие в Общественной палате России на общественных слушаниях 21 января».
Александр Брод, член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ
Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.
Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.
Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием.
Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием
Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование.
Олег Артамонов, лидер Партии прямой демократии, IT-специалист
Мне бы хотелось в первую очередь сказать про два возражения против введения электронного голосования и его применения на выборах, которые мы слышим очень часто. Первое заключается в том, что избирателю электронное голосование не нужно, избиратель предпочёл бы ходить на обычный участок, потому что обычному участку и бумажному бюллетеню он доверяет. Ещё летом 2021-го года до единого дня голосования мы прогнозировали, что число избирателей на электронном голосовании будет полтора-два миллиона человек. Мы строили этот прогноз на основании явки на электронное голосование, на основание регистрации на электронное голосование предыдущего года, голосование по Конституции. Мы несколько ошиблись, но мы ошиблись в меньшую сторону. Благодаря вовлеченности Москвы, число избирателей превысило 2,5 миллиона человек. Но, по сути, даже если мы исключаем Москву из рассмотрения, в регионах мы видим стабильный интерес порядка 10% голосующих избирателей именно к электронному голосованию. Этот интерес сохраняется стабильным и в 2020-ом году, и в 2021-ом году, поэтому с моей точки зрения, достаточно странно говорить будто бы избирателю это не нужно. Поэтому давайте зафиксируем первый тезис, что избирателю это нужно, и значительный процент избирателей предпочитает голосовать именно в электронной форме.
На электронное голосование нельзя прийти неподготовленным, нельзя прийти, не будучи экспертом в этом вопросе, нельзя прийти и просто сесть за монитор и смотреть, что происходит, пытаться что-то понять. Электронное голосование требует подготовки. Вместе с Общественной палатой РФ мы реализовали проект «Цифровой сейф-пакет», который позволяет фиксировать каждую транзакцию, каждый поданный бюллетень непосредственно в ходе голосования в реальном времени и на утро понедельника понять, что никаких изменений не произошло.
Мы сможем сделать электронное голосование действительно прозрачным, сможем выработать механизмы, которые обеспечат доверие в нему со всех сторон. Принципиальных препятствий, повторюсь, на этом пути я не вижу. Электронное голосование абсолютно точно не является чёрным ящиком и наблюдение за ним возможно.
#кузбасс #смокузбасса #советмокузбасса #советмуниципальныхобразований #местноесамоуправление